Дайте дорогу тверским товарам (Тверские ведомости №30)

Продукция местных производителей пока плохо доходит до наших прилавков.

Что с этим делать – рассуждает гвардии генералмайор Александр Грибов, избранный председателем наблюдательного совета некоммерческого партнерства «Тверской продукт»

Все мы, покупатели, заинтересованы приобретать в наших магазинах товары местного производства. И не только из чувства патриотизма. Тверские продукты питания, непродовольственные товары народного потребления – те немногие, о которых мы знаем, отличаются отменным качеством. Но, надо признаться, знаем мы о продукции производителей из Тверской области крайне мало. С этим согласен и председатель наблюдательного совета новой общественной организации – некоммерческого партнерства «Тверской продукт» Александр Грибов.

– Александр Викторович, довольно неожиданно видеть вас в такой ипостаси. Гвардии генералмайор, командир ракетного соединения, в недавнем прошлом – заместитель председателя Законодательного собрания решил быть ближе к коммерции?

– «Тверской продукт» – организация некоммерческая. Извлечение прибыли она не ставит своей уставной целью. Наши задачи другие – помочь тверским товаропроизводителям найти выход на местный рынок, дойти до своего покупателя. Проблема такая есть, и стоит она довольно остро. События текущего года все расставили по местам: «Запад нам не поможет!». Актуальным стал вопрос: а что мы имеем в нашей родной области?

Недавно я беседовал с руководителем сельскохозяйственного производственного кооператива. В хозяйстве 28 молочнотоварных ферм, пять с половиной тысяч голов крупного рогатого скота, коллектив в 605 человек. Производят до 45 тонн молока в сутки. В своем районе удается реализовать от полутора до двух тонн, немного отгружают в соседний. Куда девать остальное? Адреса поставки дальние – вплоть до Мурманска. А все ли мы видели в тверских магазинах молочные продукты местного производства? Уверен, что очень немногие местные производители имеют непосредственный выход на рынок, хотя и предлагают настоящее коровье молоко. В торговых сетях популярны раскрученные бренды cо сроком годности от месяца до полугода.

Попасть в торговые сети у мелких и средних товаропроизводителей практически нет возможности! Выполнение требований торговых сетей по упаковке, расфасовке товаров, другие требования, как реальные, так и надуманные, приводят к увеличению себестоимости, а значит, и к уменьшению прибыли, вплоть до минусового значения.

Такой ситуацией пользуются посредники или торговые агенты крупных фирм-переработчиков. А у посредников свой принцип работы – скупить подешевле, перепродать подороже. Например, упомянутому мной сельскохозяйственному кооперативу предлагают 14 рублей за килограмм молока при себестоимости 18 рублей. Такое отношение к производителю граничит с наглостью! Мы хотим сделать путь от производства до прилавка прямым.

Мне предложили поработать в этом направлении, я согласился, я ведь здесь не чужой – родился и вырос в Тверской области. На ваш вопрос отвечу кратко: работа председателя наблюдательного совета общественная, без оплаты.

– Кто входит в наблюдательный совет?

Заместителем председателя избран действительный государственный советник III класса Владлен Константинович Егоров. Состав совета внушительный. Назову лишь некоторых его членов: губернатор Андрей Владимирович Шевелёв, глава Твери Александр Борисович Корзин, председатель Тверского союза промышленников и предпринимателей Сергей Степанович Потапов, президент Тверской торгово­промышленной палаты Леонид Михайлович Мусин.

– Какие первоочередные шаги предпринимает «Тверской продукт»?

– Перед общественной организацией непаханое поле деятельности – прежде всего, в информационном плане. А ведь кто владеет полнотой информации, тот владеет и ситуацией. Мы выясняем, что могут предложить потребительскому рынку тверские производители. Адреса, виды продукции, ее качественные и ценовые характеристики. Мы не будем подменять производителей, они сами должны крутиться. Наша задача – помочь. В том числе в информационном плане. Скажем, в реализации товара через… виртуальный магазин. Будем широко использовать возможности Интернета.

– Если стоять перед выбором: что важнее – цена или качество?

– У нас так сложилось, что при выборе поставщика приоритет отдается ценовому фактору. В Тверской области тысячи школ, больниц, детских садов, интернатов, других учреждений социальной сферы, которым выделяются бюджетные средства на организацию питания. И, как показывает практика, чем ниже удалось сбить цену, тем хуже качество, поэтому не всегда в конкурсе на поставку продуктов таким учреждениям побеждают производители качественного продовольствия, особенно местные. Это надо срочно поправлять! Положено ребенку молоко, так купи его в своем районе, где оно является действительно молоком, а не порошком, разбавленным водой.

Другой момент: многие мелкие товаропроизводители не могут самостоятельно оформить документы на участие в конкурсах. У них просто нет в штате юристов. Поэтому оказание квалифицированной юридической помощи малому и среднему бизнесу «Тверской продукт» также ставит своей целью.

– Своего рода нянькой хотите стать?

– В этом нет необходимости. Нянчиться и помогать – разные вещи. При всех трудностях предприниматели не должны жадничать, скупиться на современную культуру производства, выразительную упаковку продукции, маркетинг и рекламу. Менталитет в этом направлении надо менять. Добрые дяди на рынке отсутствуют, здесь властвует конкуренция. Которая, кстати, не отменяет возможности кооперации мелких товаропроизводителей, тех же фермеров. Можно объединяться для решения общих задач: создания торговых площадок, приведения продукции к товарному виду, может быть, даже для создания малых совместных предприятий по ремонту сельскохозяйственной техники.

– Помогать товаропроизводителям без участия власти у «Тверского продукта» вряд ли получится…

– С органами государственной власти Тверской области налажено взаимодействие. На заседании трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений поддержка деятельности НП «Тверской продукт» стала отдельным вопросом повестки дня. Правительству области, профильным министерствам рекомендовано вести мониторинг присутствия местных производителей в торговых сетях, разработать региональные нормативноправовые акты, способствующие продвижению тверских товаров, в том числе и через систему государственных закупок и муниципальных заказов.

По данным сайта «Тверские ведомости»