Еще лет пятнадцать назад словосочетание «торговые сети» мало что говорило нашему покупателю, потому что розничные торговые центры только начинали свое проникновение на российский рынок. А сегодня фактор их присутствия способен оказывать существенное влияние на региональную экономику.

На Западе, к примеру, известнейшую американскую розничную сеть «Wal-Mart» порой называют государством в государстве, ведь ее годовой объем продаж исчисляется сотнями миллиардов долларов. В Америке она за полвека выросла до таких масштабов, что может диктовать условия промышленности и власти. Однако в Европе агрессия этой «акулы капитализма» ограничена законодательством, защищающим бизнес регионов. И сеть «Wal-Mart» в европейских странах работает только на равных с национальными розничными компаниями.

Сегодня стремительно наступает время, когда к европейскому опыту защиты собственных товаропроизводителей следует присмотреться повсеместно.

Крупные торговые центры, в том числе сетевые, продолжают активно осваивать областную столицу. И не останавливаются, как бы ни твердили скептики, что покупательская способность тверитян уже истощилась.

Такая агрессивная экспансионистская политика ритейлеров находит объяснение в одном из исследований. По мнению экспертов, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке, темпы роста должны быть не менее 35 процентов в год, а иногда и 50 процентов. Поэтому неудивительно, что сегодня на долю федеральных сетей в Тверской области приходится до 70 процентов рынка розничной торговли.

Естественно, в борьбе за выживание ни одна сеть не захочет допускать сбоев в своей работе, а особенно – неритмичности в поставках того или иного товара. Поэтому общее правило сетевиков – иметь дело только с крупными производителями, которые обеспечили бы поставки своего товара во все магазины сети, имеющиеся в регионе или стране.

Совершенно очевидно, что таким требованиям вполне удовлетворяет, например, транснациональный кофейный гигант «Паулиг», а вот региональный производитель молока «Ратмир» с его 28 фермами под Старицей и Ржевом до всероссийских масштабов не дотягивает. Соответственно при заходе в крупную сеть тверская продукция заведомо остается в проигрыше, что вряд ли приемлемо с точки зрения регионального интереса.

Но сети не «победить» поодиночке. Вывод: тверские товаропроизводители должны получать поддержку. И стесняться этих внерыночных мер не нужно, как не стесняются европейцы диктовать свои правила пришлому американскому гиганту.

В каких направлениях может быть оказана такая административная поддержка? Например, в выстраивании отношений с крупными торговыми сетями, юридической и другой поддержке при заключении договоров. В повышении авторитета и общественной значимости тверских товаропроизводителей, что можно реализовать, в частности, путем учреждения своеобразного регионального знака качества. Продвижению тверских товаров помогут также выставки, семинары, конференции. Положительным итогом деятельности структуры, которая аккумулировала бы эти и другие необходимые функции, должно стать постоянное присутствие местных товаров на четко оговоренной площади в крупных торговых центрах.

В ряде регионов эта цель достигнута. В Твери ее достижение может ускорить тот факт, что организация, взявшаяся решать комплексную задачу по продвижению тверских товаров, уже есть. Это некоммерческое партнерство «Тверской продукт», созданное на базе Тверской торгово-промышленной палаты и Союза промышленников, предпринимателей и работодателей. Немаловажно, что намерения партнерства совпадают с целями и задачами, поставленными областным правительством, и оно отводит НП «Тверской продукт» значимую роль в развитии реального сектора экономики Тверской области. В настоящее время региональные министерства и ведомства уже разрабатывают систему мер по продвижению тверских товаров на прилавки торговых сетей.

По словам генерального директора НП «Тверской продукт» Владислава Шорикова, цель организации – помогать товаропроизводителям решать проб­лемы, с которыми они не могут справиться в одиночку.

Дмитрий ХОДАРЕВ

По материалам газеты Тверская Жизнь